Назад к списку

Экскурсия в прошлое: история возникновения остановки общественного транспорта.

Малая архитектурная форма в виде остановочного павильона с простыми, но важными функциями стала привычным атрибутом современной жизни. Но ещё совсем недавно их не существовало вовсе.Если говорить об истории возникновения остановочных пунктов, то следует вспомнить о происхождении самого общественного транспорта. И это логично, потому как без автобусов не возникла бы необходимость в автопавильонах. 

 Принято считать, что первый общественный транспорт появился во Франции. Это была многоместная повозка вместимостью до 20 человек, носившая название омнибус. Позднее появилась конная железная дорога, представляющая собой экипаж, часто состоящий из 2 этажей. Под управлением кучера, пара запряженных лошадей, тянули вагон по рельсам. Данный вид городского транспорта пользовался большой популярностью и стал предшественником трамвая.

 С появлением первых городских маршрутов возникла необходимость организации специально отведённых мест для ожидания и, чтобы как-то обозначить остановочный пункт, было решено устанавливать столб или специальный знак с указателем. Данный вариант был очень экономичным и в то же время не функциональным. Единственной полезной функцией такой остановки была информация о следовании маршрута.

 Остановочные павильоны: 100 лет истории от незамысловатых форм до эстетичных островков функциональности. 


Архитектурные формы автопавильонов в процессе эволюции транспортной инфраструктуры менялись с высокой интенсивностью.Первая остановка, представляющая собой простейшее сооружение из бетона, была зарегистрирована в Англии в 1890 году. Это была отправная точка массового строительства идентичных сооружений для ожидания общественного транспорта. Остановки представляли собой прямоугольную конструкцию с крышей, тремя или одной «задней» стенкой и лавкой. Немного позднее была открыта маркетинговая возможность автобусных павильонов, которая широко используется и в настоящее время.

В годы существования СССР у граждан была необходимость постоянного передвижения между республиками. В связи с этим возросла популярность маршрутного транспорта.  Чтобы скрасить время ожидания маршрута, властями было принято решение – разнообразить монотонные однотипные павильоны, используя талант отечественных художников. Благодаря необычным рисункам конструкции приобретали особенный вид и становились целым произведением искусства. 

Сегодня автобусный павильон – это не просто место для ожидания маршрутного транспорта. Это место где можно отдохнуть, укрыться от непогоды (ветра или дождя), разместить на рекламных щитах полезную информацию. Громоздкие бетонные, кирпичные остановки сменились более утонченными, эстетичными, но не менее прочными конструкциями. Возможность изготовления автопавильонов из различных материалов с использованием большого спектра цветовых и световых опций позволила данным металлоконструкциям вписаться в архитектуру любого города, и даже стать его достопримечательностью.